Мировоззрение Ветхого завета
Нас, конечно, интересует не столько форма заветов и имена богов, сколько суть
мировоззрений Нового и Ветхого завета.
Большая часть Ветхого завета не столько мировоззренческая, сколько повествовательная.
Это бесконечный рассказ о том, где и как жили иудеи и окружавшие их народы, и чем они
занимались. Эти рассказы представляют интерес для самих иудеев и для историков. С тем же
успехом можно было бы все тома русской истории включить как часть православной библии.
Ветхий завет содержит и знаменитые легенды о сотворении мира, об Адаме и Еве, об их
изгнании из рая, о всемирном потопе и так далее.
Достоинство этих легенд в том, что они стали попыткой создать цельную картину
происхождения и развития мира, причём описанную на языке, понятном каждому, даже
самому тёмному, человеку. Вероятно, наличие такой простой, но всё же единой картины
миры было гораздо лучше, чем разбивание людей на культы, у каждого из которых было
своё представление о мире.
Несомненным недостатком стала неразвиваемость этой системы знаний, изначальное
заложение знаний как догмы, удобной для управления людьми и содержания их в страхе.
Догмы, пресекающей всякие попытки познать мир и победить страх перед природой.
Отметим, что догме была альтернатива – в древности существовало немало философских
течений, которые предлагали свои объяснения принципов построения мира, и философия тех
лет вовсе не была закостенелой.
Вероятно, это объясняется тем, что почти вся античная философия была греческой. Рим
гораздо больше интересовался развратом, кровавыми зрелищами и чревоугодием, чем
творчеством и философией. Вариант христианства, который вводился цезарями, изначально
должен был стать системой подчинения сознания, а не его развития. А вандалы и варвары,
которые вскоре разграбили Рим и стали прямыми предками современных европейцев, и не
могли воспринять из христианства что-либо помимо внешнего идолопоклонничества.
Ветхозаветный бог – это уже единый бог, но это не человек. Это всемогущий идол,
который требует полного и иступлённого поклонения себе, требует от верующего слепого
страха и беспрекословного подчинения жрецам.
Исторически Яхве и был одним из культовых идолов иудейских племён древности,
который впоследствии был признан единым идолом, единым богом всех иудеев ради
объединения «двенадцати колен» израилевых.
От этих ветхозаветных культов и идёт идолопоклонническая сторона христианства –
предание святой силы мощам, культовое почитание икон, молитва как заученная догма и так
далее.
С другой стороны, предметы поклонения, святые символы, общие для всех верующих
точки привязки сознания необходимы для любой религии, поэтому совсем без икон и святых
мощей обойтись нельзя. Другое дело, что можно чтить их как символы единства веры, а
можно – как обладающие волшебной силой и исцеляющие святыни. Второй подход
недалеко уходит от язычества, колдовства и шаманства.
Далее, Ветхий завет знаменит тем, что он дал людям десять моральных заповедей – не
укради, не убий, не пожелай жены ближнего и так далее.
С этими заповедями есть только одна проблема – иудаизм не признаёт не-иудеев за
людей. Не укради у иудея, не убий иудея, не пожелай жены иудея. Что же касается
остальных, гоев, то с ними следует обращаться как с животными.
С другой стороны, десять заповедей – это простейшие, базовые принципы жизни любого
общества. Хотя иудеи любят повторять, что это они дали миру мораль, многие народы
(исключая европейцев, конечно), и без Яхве не воровали и не убивали друг друга.
Соблюдают ли сами иудеи заповеди Ветхого завета?
Дух Ветхого завета – это дух практицизма, дух рациональной материальной пользы. В нём
все цели сводятся к обладанию вещами, богатством и деньгами. Заповеди служат скорее для
организации иудеев, чтобы им было легче достигать практической цели управления гоями.
|