Познание и общение
Для разрешения противоречия между наукой и религией выделим два главных и
принципиально разных процесса в жизни сознания (не тела) человека – познание и общение.
В процессе познания материального мира сознание отражает материю, то есть оно создаёт
отражение, мысленный образ материи. Процесс познания сознания принципиально
отличается от познания неживого мира.
Мы можем смотреть на неживой предмет с разных точек зрения, испытывать разные
чувства, но при этом сам предмет меняться не будет. Будет меняться только отражение этого
предмета в нашем сознании. Живой же человек (и даже животное) будет менять своё
поведение в зависимости от того, кто и как на него смотрит. Ещё сильнее человек изменится
в зависимости от того, с кем и как он общается.
Что отражает сознание в процессе общения, в процессе познания другого человека?
Естественно, оно отражает сознание другого человека, готовое отражение. Сознание
познаваемого человека, в свою очередь отражает сознание познающего. Возникает
отражение отражения, множественное и взаимовлияющее. При общении сознание, а
не материя, становится первичным.
Практикой при общении или при познании сознания является локальное
преобладающее сознание окружающих, группы, класса людей. Это сознание и есть
критерий истины, и эта истина всегда относительна, субъективна. Это сознание
локально, потому что человек может общаться только с ограниченным числом людей.
Соответственно, если человек проводит больше времени в отношениях с материальным
миром и природой, для него материя первична. Если же он в основном занят общением с
другими людьми, то для него сознание других людей первично. Особенно если человек
получает еду и прочее необходимое для жизни от других людей, а не от природы.
Например, крестьяне или рабочие завода мало общаются в процессе труда, они в
основном взаимодействуют с природой или с машинами, и так получают свой хлеб.
Исследователи-учёные в лабораториях тоже малообщительны и погружены в мир молекул и формул. Жизнь же слуг, продавцов, священников или преподавателей проходит в общении,
через общение они получают средства к существованию. Для них сознание – первично.
Продолжая эту мысль, если в обществе преобладают люди, которые заняты работой с
природой, машинами или исследованиями материального мира, то такое общество
материалистично. Если же преобладают люди, которые большую часть времени проводят в
общении с другими людьми, и особенно, если в результате этого они получают свой хлеб, то
это общество – идеалистическое.
|