Уничтожение виртуального мира церкви
Очень важно было уничтожить и сказку церкви, созданный ей волшебный виртуальный
мир. Это был мир великих соборов и росписей, мозаик и расшитых золотом одеяний,
чудесной музыки и обрядов, праздников и радости, хоров и песнопений.
Этот мир пришёл в жёсткое противоречие с грязной мануфактурой, двенадцатичасовым
рабочим днём и лачугой рабочего. Пока волшебный мир существовал, сознание людей
тянулось к нему; власть денег над сознанием не могла быть полной.
Протестантство запретило всякую церковную роскошь под предлогом борьбы с
излишествами и привилегиями. Вместо чуда остался человек в чёрной рясе, который
прочитывал короткое морализированное выступление в скучной пустой церкви, на
строительстве которой максимально экономили. Были запрещены полифоническая музыка и
многоголосое пение.
После службы люди быстренько возвращались к своему основному богу. Роскошь и
могущество теперь могли ассоциироваться только с одним богом – денежным.
Чтобы сравнить последствия этого шага, представьте себе, что в наши дни вдруг
запретили всю рекламу по телевидению. Вместо цветных клипов с компьютерными
эффектами, музыкой, фотомоделями и блестящих картинок вдруг просто появится диктор в
сером костюме и начнёт зачитывать рекламные объявления.
Надо было также уничтожить авторитет самих священников. Как это делается в 2002 году,
так это делалось и в XVI веке. Надо было связать священников с тем самым злом, против
которого они выступают. Тогда это делали книжки вроде «Декамерона» Дж.Бокаччо, в
2002 году это делают через скандал с педофилией кардиналов в США.
|