Структура традиционных религий и переход к капитализму
Давайте посмотрим, как внутренняя структура традиционных религий влияет на переход к
религии денег.
Религия денег гораздо более тоталитарна, чем она представляется в экономических
сказках Запада. Просто мы находимся внутри этой религии и поэтому не осознаём, что, во-первых,
это религия, а не наука, а во-вторых, что она требует абсолютного поклонения.
Иисус Христос, Магомед, Будда или Конфуций были людьми, и они создавали правила
для людей. Деньги – это пустой цифровой идол, для которого люди не существуют.
Единственное правило религии денег – накапливай символы поклонения идолу. Если для
этого надо убить человека – идолу всё равно.
Все религии регулируют отношения между людьми. Но некоторые делают больший упор
на посредничество бога, а некоторые – на отношения между людьми напрямую. В первых
человек как бы смотрит всё время вверх, а во вторых – на своего ближнего. Первые всегда
более жёсткие и тоталитарные, но и более крепкие.
Кроме того, чем сильнее развита иерархия в той или иной религии, тем она ближе по
структуре к религии денег.
Католичество представляет собой жёсткую религию, где бог в целом важнее ближнего.
Католик как бы всё время смотрит вверх.
Авторитет Папы беспрекословен, священники (клир) имеют строгую иерархию и
отделены от прихожан (мирян). Священникам запрещены браки. Миряне даже не имеют
права самостоятельно толковать библию. До Реформации тексты библии не переводились с
латинского на языки, понятные обычному человеку.
Долгие годы католическая церковь была основой государств и имела соответствующую
структуру.
Ислам требует ещё более сильного, чем католичество, поклонения высшему божеству,
хотя в нём нет развитой иерархии и единого главы.
Синтоизм и конфуцианство по структуре сильно напоминают католичество, являясь
императорскими религиями в Японии и Китае. Индуизм прямо признаёт деление людей на
высшие и низшие касты.
Протестантство наиболее демократично, священники избираются из прихожан,
отдельные церкви автономны, единый глава отсутствует. Но из основы, скелета государства,
которым была католическая церковь, протестантство превратилось в клуб общения по
моральным интересам.
Православие – одна из самых мягких, ориентированных на человека, религий.
Православный в первую очередь смотрит на ближнего своего, ибо бог в каждом из нас.
При этом православие сохраняет централизованность и государственность. В православии
нет непогрешимости Папы Римского, но есть соборность, совместное принятие решений.
Основа решений – не только канонические тексты библии, но и традиции, история, предания.
Заповеди православия особенно сильно противоречат религии денег. «Любящий –
радуется, ненавидящий – страдает» (сравните с удовольствием от насилия). «Переодетый
эгоизм» определяется в православии как любовь к другому ради поиска собственного
удовлетворения и наслаждения. Сравните это с католическими индульгенциями и нынешней
западной благотворительностью. В православии гордость – основа и источник эгоизма и
падения.
Среди распространённых восточных религий можно отметить буддизм (Корея, Китай,
Япония). Буддист не столько смотрит вверх на бога или на ближнего, сколько замыкается в
самом себе.
Одной из главных религий Китая является даосизм. Он проповедует возврат к природе,
отрицание культуры, самоустранение. Думая о боге, даосист смотрит вверх.
Католические страны сочетали твёрдость христианских принципов с одной стороны, и
поклонение высшему с другой стороны. Интересно отметить, что в кризисные моменты развития, в моменты особого сопротивления религии денег, в этих странах одновременно
были очень сильны и фашизм, и коммунистические партии.
Италия является столицей католичества, там же впервые и зародился фашизм. Очень
сильна вера в бога в Испании; там фашизм правил дольше, чем в какой-либо другой стране.
В Португалии тоже долго существовала фашистская диктатура. Во время войны
некупированная часть католической Франции – государство Виши – активно сотрудничала с
фашистами. Германия – частично протестантская страна, но её южные земли – католические.
Именно в этих землях, в Баварии, и зародился немецкий фашизм.
С другой стороны, были очень сильны и французская, и итальянская, и немецкая, и
испанская коммунистические партии. Во всех этих странах фашизм встретил сильное
внутреннее сопротивление.
В протестантских краях – в Скандинавии, в Англии, Бенилюксе, не были сильны ни
фашисты, ни коммунисты. Эти страны уже прочно приняли религию денег, и им было всё
равно, каким образом они получают прибыль. Либеральные шведы прекрасно наживались на
Второй мировой войне, поставляя продукцию тому, кто больше заплатит.
Нельзя не отметить и сходство представлений даосизма и китайского маоизма о
необходимости истребления культуры. Едва ли то общество, которое развивается в Китае,
можно считать схожим с социализмом в христианском понимании.
В анализе истории мы должны анализировать традиционные религии народов наравне с
их материальными условиями.
|