Религия прогресса и религия денег
Религия денег быстро нашла своих неистовых поклонников в голландских и иудейских
ростовщиках и менялах, в венецианских купцах и в испанских рабовладельцах, в английской
знати и в прочих напомаженных клопах средневековой Европы.
Но для того, чтобы охватить религией денег всё население христианского мира,
требовалось кардинальная, полная перестройка сознания общества. Дорогу религии денег
прокладывала её слепая сестра – религия прогресса.
Деньги – это в первую очередь числа, цифры. Чтобы перейти в религию денег, человек
должен был научиться видеть весь мир через цифры.
Из всего многообразия мир должен был сузиться до одной плоской пирамиды, в которой
место человека определяется соответствующей ему цифрой, значением его состояния,
стоимостью его частной собственности. Всё, к чему он должен стремиться – к увеличению
этой «своей» цифры.
Увеличить «свою» цифру можно двумя способами – отнятием цифр у соседа (что не
всегда просто) или оцифровкой того, что пока никому не принадлежит (что гораздо легче).
На каждый предмет в мире надо навесить ярлычок, ценник, и объявить его своей
собственностью. Именно эти ярлычки дают язычнику возможность сравнить, выше он или ниже соседа он находится в своей поганой иерархии. Без ярлычка собственность не имеет
смысла. Религия денег отчаянно нуждалась в способах оцифровки мира.
Требовалось, чтобы все люди начали мыслить по-новому. В сознании человека надо было
поменять отражение всех вещей, заменить христианские отражения новыми, числовыми.
Крестьянину было не так важно, сколько именно зерна или картошки он вырастил – лишь
бы хватило до следующего урожая. Торговля же без точного подсчёта, сравнения и точного
определения прибыли теряет для купца смысл.
Но описания любого товара одним – денежным – значением было недостаточно. Торговля
есть обмен товарами, для обмена товарами необходимо сравнение различных товаров. Для
сравнения товаров были необходимы универсальные средства измерения их физических
свойств и характеристик.
Должна была появиться более сложная цифровая модель мира, в которой бы главному
цифровому богу, золоту, этому Зевсу религии цифр и денег, подчинялась бы сложная
иерархия других цифровых описателей (дескрипторов). Эту задачу и выполнило развитие
естествознания.
|