Теории стоимости как религии
Как мы уже показали, стоимость – коэффициент обмена товара на товар – является
величиной относительной и субъективной. Соответственно, правила формирования
стоимости можно (и единственно возможно) задавать извне, исходя из философских взглядов
на жизнь. Этим, собственно, и занимаются как рыночная экономика, так и марксизм.
Можно сказать людям, что они должны обмениваться на основе затраченного труда.
Можно сказать людям, что они должны обмениваться так, чтобы получить максимальную
личную выгоду.
При изменении философии, мировоззрения, культуры, ценностей в обществе неизбежно
будут меняться и стоимости товаров; будут меняться пропорции, в которых люди готовы
обменивать один товар на другой. Понятия труда и выгоды тоже будут меняться.
О мировоззрении рыночной экономики, которое нигде не декларируется, но которое
лежит в её основе, мы подробно говорили в предыдущих главах. Но даже то, что открыто
постулирует типичный учебник рыночной экономики, хорошо подтверждает нашу
реконструкцию. Его отправной точкой является тезис о том, что «материальные желания
человека безграничны, но материальные ресурсы ограничены».
Соответственно, цель рыночной экономики – «оптимизация, получение максимального
удовлетворения материальных желаний, то есть максимальное производство, исходя из
имеющихся ресурсов». В последующих главах мы вернёмся к вопросу о том, безграничны ли
материальные желания человека; и правда ли, что денег никогда не бывает слишком много.
|