КРИТИКА КРИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ. Двойственность марксизма
Марксизм является самым последовательным и непримиримым критиком
капиталистического общества. Давайте рассмотрим основные постулаты марксизма,
суммируя то, о чём мы говорили в предыдущих главах.
Как мы помним, в основу марксизма легли три источника – английская буржуазная
политэкономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм.
Английская буржуазная политэкономия представляет собой библию религии денег и
прямо противоречит французскому утопическому социализму, который во многом исходит
из христианства.
Маркс попытался разрешить противоречия между ними. Он попробовал взять лучшее –
принципы построения справедливого общества – от социализма, и высокопроизводительное
материальное производство – от английской буржуазии.
«Моментом истины» во всей теории Маркса должно было стать отношение к деньгам.
Если бы Маркс признал деньги субъективными, он признал бы их существующим только в
сознании людей идолом. Вопрос признания объективности денег сводился к вопросу об том,
материально или идеально понятие стоимости товара.
Как мы увидели в 6-й главе, исходя из третьей составляющей марксизма, немецкой
классической философии и материализма Фейербаха, Маркс решил, что и стоимость –
понятие материалистическое и объективное, и положил это в основу всей своей
экономической теории.
С одной стороны, теорией прибавочной стоимости он показал систему эксплуатации
капиталистами рабочих, но с другой стороны, этой же теорией он узаконил в глазах
пролетариата денежного идола.
Признание стоимости как объективной величины, автоматически поставило теорию
Маркса внутрь религии денег.
Маркс оставил нетронутой и святую для религии денег счётную книгу. Даже
прибыль, как произведённая прибавочная стоимость, стала в марксизме положительным
понятием (кроме прибыли, присвоенной в результате эксплуатации).
Отвергнув эксплуатацию человека человеком и принцип частной собственности, Маркс не
смог отказаться от денег, стоимости, прибыли и счётной книги. Более того, он положил их в
основу всего своего учения.
Эта попытка сочетать две религии – денег и христианство, двух богов – золото и
христианскую справедливость, сделала теорию Маркса внутренне весьма противоречивой.
На протяжении всей истории марксизма и Советского Союза шла постоянная борьба между
этими двумя взаимоисключающими началами марксизма.
|