Общество и общественное сознание
Необходимо определиться с тем, что далее мы будем иметь в виду под понятиями
общества и общественного сознания.
Марксизм оперирует терминами производительных сил, производственных отношений,
базиса и надстройки.
Производительные силы определяются как система субъективных (человек) и
вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в
процессе общественного производства.
Производственные отношения определяются как совокупность материальных
экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и
движения общественного продукта от производства до потребления.
Соответственно, производственные отношения считаются основополагающими в
обществе, являются его базисом. Культурные, юридические, идеологические и все прочие
отношения относятся к вторичным отношениям, к надстройке.
На Западе этих терминов нет, но экономика безусловно признаётся фундаментом
общества, и в признании первичности производственных отношений противоречия с
марксизмом нет.
Мы чётко разделим отношения между человеком и природой и отношения людей между
собой, по принципу наличия отражения отражения.
Неживая природа, даже преобразованная человеком, предметы и орудия его труда,
оборудование, заводы и так далее, не обладают сознанием и не могут создавать собственные
отражения. Люди могут создавать собственные отражения, поэтому отношения между
людьми надо изучать по принципам, отличным от принципов изучения природы.
Заметим, что машины, станки без сознания людей не имеют смысла; микроскоп для
сознания человека из дикарского общества – просто тяжёлый предмет. Наоборот, имея
знания, можно создать любые станки или быстро восстановить промышленность после
разрушительной войны.
Обмен веществ между человеком и природой важен на первом этапе S-кривой, это
уровень физики, химии, биологии, обмен калорий, витаминов и кислорода, тепла и так далее.
На втором этапе важен обмен отражениями между людьми.
Под общественным сознанием мы будем понимать систему отношений людей между
собой в обществе и их отношение к природе (но не природы к ним, поскольку у
природы нет сознания).
Общественное сознание необходимо анализировать как самостоятельную систему.
Чем же определяется развитие общества изобилия и развитие его удовольствий?
|