Переход познавательной модели в управляющую
В процессе познания существует интересная закономерность. Познавательные модели
стремятся перейти в управляющие. Познав законы механики, человек начинает строить
машины. Познав законы роста растений, он начинает управлять ими, вносить удобрения.
Человеку нравится переделывать мир под себя.
Общественная наука – всегда управляющая. Если же общественная наука ещё и ставит
целью управление, то положительная обратная связь усиливается и процессы ускоряются3.
Экономика и политика как раз и ставят целью управление обществом.
Другая закономерность познания – инерция мышления. Создав познавательную или
управляющую модель и просчитав желаемое развитие на один-два шага вперёд, человек
думает, что он может развиваться в этом направлении бесконечно. Он обычно не видит
системных переходов или не хочет их видеть.
Применение по инерции моделей к природе рано или поздно ограничивает сама природа
физическими пределами. Применение же моделей к общественному сознанию в принципе
ограничено только предохранителями самого сознания, если они есть. Оно может
продолжаться в любом направлении и даже привести к самоуничтожению людей, как это
происходит в некоторых религиозных сектах.
Особенно человеку нравятся модели, уже успешно применённые в какой-либо области.
Он стремится перенести их на другие. Посмотрите, как математика проникла во все области
знаний.
Христианство тоже пыталось перенести свою удачную модель, модель по преобразованию
общества (рабовладельческого в более справедливое и свободное феодальное), на преобразования природы. Из этого ничего не получилось. Приближая поведение людей к
идеалу бога, можно улучшить отношения людей между собой. Но бесполезно упрашивать
вирус или землетрясение.
Иногда природу надо было менять ради самих христианских ценностей. Наука в целом
оказалась прекрасной моделью для преобразования природы. Естественно, учёным
захотелось распространить науку и на управление обществом, на преобразование
общественного сознания. Действительно, по достижении этапа изобилия более разумно
менять организацию общества, а не продолжать дальнейшее изменение природы.
|