Рабство как причина возникновения капитализма
Из новых колоний стали поступать дешёвые товары и приходить корабли, полные золота.
Знать Европы сообразила, что через колонии можно получать товары и власть, не неся
никакой ответственности перед местным населением. Знать поняла, что ей собственно и
нужны не подданные, а только производимые ими товары и удовольствия.
Для власти денег и капитализма это был звёздный час. Чуть ли не впервые со времён Рима
товар удалось полностью отделить от производителя.
Европейцы убеждают нас, что капитализм и религия денег возникли, поскольку они
были более прогрессивными, повышали производительность труда и улучшали жизнь
людей. Что капитализм естественным образом возникает с разделением труда.
Капитализм и религия денег действительно возникли в результате разделения труда.
Только это разделение труда было получено введением рабства.
Капитализм возник в начале XVI века. Научные открытия, которые действительно
поднимали производительность труда, и промышленная революция произошли намного
позже. Открытия Ньютона – двести лет спустя, а изобретение ткацкого станка – триста лет
спустя.
Просто труд сельскохозяйственного раба в колониях действительно оказался
экономически гораздо более выгодным, чем труд своего христианина. Раба брали готового и
изводили за пять-десять лет. Своему же крестьянину надо было как минимум кормить детей.
Со своим крестьянином надо было и обращаться по-христиански.
Разные европейские страны грабили разные колонии. Им захотелось обмениваться
награбленными товарами. Так возникла развитая мировая торговля.
Сказать открыто, что мировая торговля вызвана рабством, было всё же непрактично и
небезопасно. Поэтому Адам Смит к 1776 году сочинил английскую политэкономическую
сказку «О свободном рынке». Он «доказал», что самой природой одни страны и их жители
созданы для примитивного труда, а другие люди – для сложного труда и управления
примитивными. А то, что уровень жизни отличается в колонии и метрополии в сотни раз –
это не следствие рабства, а некая объективная, всемирная закономерность. Невидимая рука
рынка.
Надо отметить, что внутри своего парламента англичане никогда и не стеснялись
собственной царствующей роли над миром. Например, при обсуждении вопроса об
образовательных учреждениях в Канаде (далеко на самой колониальной из колоний), они
пришли к тому, что в обучении канадцев нет необходимости, ибо всегда найдётся
англичанин, который сможет управлять этой дикой страной.
Само понятие «политэкономия» происходит от policy, то есть правил, устанавливаемых
человеком, а отнюдь не от познания законов мироздания.
Экономическая необходимость уничтожения христианства
Там, где появляются товары, возникает обмен товарами. При обмене товарами нужен
общий эквивалент обмена, то есть деньги. Деньги начинают управлять движениями товаров.
С распространением денег, ширится власть денег. Власть денег входит в противоречие с
властью христианского бога.
Между феодалом и крестьянином существовала личная и духовная связь, между
торговцем и производителем личной связи не было, между ними были товар и деньги.
Крестьянин – Бог – Феодал
Крестьянин – Деньги – Торговец
Феодал так или иначе обосновывал свою власть божьей волей, и для подчинения крестьян
ему необходима была всеобщая вера в христианского бога. Власть торговцу давали деньги.
В христианские средние века торговля как занятие глубоко презиралась (хотя и
признавалась необходимой). Церковь напрямую запрещала ростовщичество как греховное,
паразитическое существование. Ростовщичество всячески каралось, вплоть до сожжения на
костре.
Христианский бог и его моральные заповеди напрямую мешали торговцу, а уж жизнь
потенциальных банкиров и вовсе висела на волоске. Им была необходима всеобщая вера в
новую власть, в нового бога – деньги.
Феодал управлял крестьянином открыто. Ухудшение или улучшение жизни крестьянина
напрямую связывалось с действиями феодала. Он, конечно, пытался всё списать на волю
божью, но крестьянин видел, откуда исходят приказы, законы, налоги. Управление
посредством денег гораздо более скрытно. Это позволяло и позволяет денежной власти
сильно критиковать открытую феодальную или государственную власть, при этом оставаясь
в тени и управляя ситуацией через товары и рынки.
Феодал был заинтересован в том, чтобы количество его подданных увеличивалось.
Торговец был заинтересован только в том, чтобы у него увеличивалось количество денег.
Ему было всё равно, кто производит товар – крестьянин или раб. Главное – покупать
дешевле, а продавать дороже. Христианство стало объективной помехой.
|